Доклад на тему: «Компетентность педагога дошкольного образования в педагогическом общении с коллегами и родителями».
Повышение компетентности педагога в педагогическом общении –
это инструмент гуманизации образования на современном этапе, так как именно
профессиональные умения и мастерство педагога в создании условий для развития
личности ребёнка являются критерием оценки качества дошкольного образования.
Чтобы грамотно общаться, необходимо знать основные законы
общения, которые определяют его коммуникативные и этические нормы.
Вот сегодня мы с вами общаемся. Каждый автор, выступающий
сегодня перед вами должен был помнить основные правила, которые необходимо
соблюдать при уважительном деловом общении:
1. Количество
информации, т.е. сообщается столько информации, сколько требуется для данной
цели общения.
2. Качество
информации - она должна быть правдивой, истинной.
3. Существенность
- говорить о важном для данной ситуации.
4. Вежливость
- соблюдать правила речевого этикета.
Речевой этикет при межличностном общении служит средством
организации и поддержания неконфликтного общения на всём его протяжении. В этом
плане главное назначение этикета – людям не конфликтовать друг с другом,
бесконфликтно вступать в диалог и бесконфликтно выходить из него.
Предлагаем вам примеры корректного речевого поведения в
определённых коммуникативных ситуациях.
Как вежливо отказать?
Отказ должен произноситься спокойным, ровным,
доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.
Необходимо объяснить причину отказа. Например:«Я не могу это сделать потому что…»,
«Не могу выполнить просьбу по причине…».
Использование дополнительных смягчающих
этикетных формул: извинение, сожаление, обещание выполнить просьбу в другое
время, в других условиях и т.д. Например: «Извините, пожалуйста, но я не могу»,
«К сожалению не могу», «Мне очень жаль, но…», «Сожалею, но…», «Завтра
обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если…».
Как
извиниться?
Извиниться – значит признать собственную неправоту,
попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своём неправильном
суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение
адресата, не допустить развитие конфликта.
Глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу,
однако их употребление определяется серьёзностью совершённого поступка.
Так «извините» говорят о ситуациях, когда речь идёт о
незначительном проступке (например, вы кого-то задели проходя по вестибюлю
школы). «Простите» используется в
случаях, когда речь идёт о существенном проступке (например, вы оскорбили,
публично осмеяли человека).
Как добиться оптимального общения?
Повышать свою культуру, сочетать внешнюю и
внутреннюю культуру (внешняя культура: человек поступает по правилам только
тогда, когда он на виду или когда о его поступке станет известно людям, перед
которыми он играет роль культурного человека; внутренняя культура: человек
всегда поступает так, как того требуют законы общества).
Учиться думать о собеседнике в процессе
общения: следить за тем понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную
реакцию собеседника; постоянно воссоздавать его внутреннюю психологическую
ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создать барьеров в
общении. Для этого человечество выработало нормы общения и нормы речи, которые
и помогают сделать общение оптимальным.
Далее, как построить диалог с родителями воспитанников?
Уверенность и спокойствие в речевом поведении педагога в
различных ситуациях профессионального общения с родителями – важное условие
плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия. Мы – педагоги должны
дать родителям возможность почувствовать свою компетентность и их
заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать, что мы видим в них
партнёров и единомышленников, а это возможно, только если мы:
1. Постоянно
стремимся к познанию нового, самообразованию.
2. Читаем
не только газеты, но и произведения классической литературы.
3. Принимаем
людей такими, какие они есть. Если вы доброжелательны, то и к вам будут
относиться лучше.
4. Проявляем
искренний интерес и внимание к людям.
5. Используем
любую возможность, чтобы сказать человеку приятное.
Важно помнить:доброе слово очень ценно, поэтому действуйте
уверенно, с любовью и искренним желанием добра!
Предлагаю вам коллеги практические способы снятия
отрицательных эмоций:
1. Набрать
стакан воды и медленно, сосредоточенно её выпить.
2. Посчитать
зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны.
3. Слегка
помассировать кончик мизинца.
4. Заняться
физическим трудом (стирка белья, мытьё посуды, уборка квартиры или спортом).
5. То
громко, то тихо спеть любимую песню.
6. Рассказать
о вашем состоянии близкому человеку, который сможет понять и посочувствовать
вам.
7. Принять
контрастный душ.
8. Организовать
отдых на природе, лучше у костра: созерцание огня поможет восстановить душевный
покой.
9. Поплакать,
если хочется, но потом посмотреть на всё со стороны и посмеяться над ситуацией.
Хотим мы того или нет, но все обиды, нанесённые нам другими
людьми прочно оседают в подсознании и ограничивают нам действия. Страдания
приносит не обида как таковая, а реакция на неё. Мы можем обидеться, доказывать
своё, потом размышлять, почему именно нам было сказано что-то. А можно от души
рассмеяться и с весёлым настроением продолжить разговор. Освободите себя от
ненужного эмоционального груза, и вы почувствуете огромное облегчение.
Как бы ни было сложно поначалу, нам нужно учиться спокойно
реагировать на все конфликты. Принимайте каждого скандалиста как тренера для
нашей духовной подготовки, и мы увидим, что количество конфликтов сократится
само собой. Возьмите на себя всю ответственность за наше эмоциональное
состояние и реакцию на слова собеседника, развивайте в себе спокойствие и
уверенное отношение ко всему, что происходит рядом.
В течение недели попробуйте изменить реакцию на слова
собеседников. Относитесь ко всему происходящему с позиции спокойного уверенного
в себе человека, знающего, мудрого, приятного в общении.
Например, в один день ключевой нашей фразой будет: «Всё
проходит, пройдёт и это!», в другой – «Мир полон неожиданностей», в третий –
«Жизнь – прекрасная штука!»
И вскоре мы почувствуем новые ощущения и сможем, изменяя мир
своих мыслей, изменить отношение окружающих
к нам.
Давайте, дорогие коллеги, уважать друг друга и беречь
психоэмоциональное здоровье друг друга!
|