В нашей
практике дошкольного воспитания в понятие интеллектуального развития или
умственного воспитания мы включаем формирование восприятия и представлений, т.
е. сенсорное воспитание, и развитие мышления в разных формах и аспектах.
Наблюдая за детьми, мы обнаружили, что невозможно обучить и воспитать
неслышащего ребёнка без пробуждения у него интереса к окружающей жизни и его
собственной деятельности.
Мы
воспитываем у неслышащихдетей, прежде
всего любознательность к окружающей жизни, вызываем эпизодический интерес к
основным видам деятельности, а затем постепенно переводим детей от
эпизодического к более устойчивому интересу, проявляемому в игровой,
изобразительной, учебной и элементарной трудовой деятельности.
Для того
чтобы знать, как воспитывать познавательные интересы у детей, необходимо прежде
всего выяснить, с чем приходят эти дети к нам в детский сад, как развиваются их
интересы, что содействует, а что противодействует их формированию.
По моему
наблюдению, эти дети, приходя в детский сад, первоначально непроявляют не
только интереса, но даже простого любопытства к новой обстановке, которая их
окружает. У одних наблюдается сильный аффект, обусловленный отрывом от родных и
привычной обстановки; у других большое обилие впечатлений вызывает торможение; третьих
же новая и сложная система общения лишает направленности восприятия.
Осмысление
непривычной обстановки превышает уровень познавательных возможностей таких
детей, несмотря на то что вокруг всё новое: люди, игрушки, игры, картины,
красивая обстановка, ничто не привлекает их внимания. Недостаток слуха и речи
затрудняет общение. Знаний о предметах у большинства детей нет, нет умения,
обозревать предметы. Дети не включаются в окружающую жизнь, в коллектив, ни о
чем не спрашивают, даже почти не пользуются указательным жестом.
Первые
попытки обучения нередко отпугивают детей; они стараются избегать всего. Я
наблюдала такую картину: когда сурдопедагог пытался заниматься индивидуально с
ребёнком первого года обучения, он закрывал глаза и тем самым становился недосягаемым
для любой информации.
Под влиянием терпеливого и доброжелательного,
положительного эмоционального отношения к детям самого педагога намечаются
первые проблески внимания, любопытства, появляются первые признаки
любознательности. Возникает интерес к игрушке. На улице детей начинают
привлекать движущие машины. На экскурсиях в поле внимания малышей попадают
птицы, насекомые. Дети начинают наблюдать за ними. Любопытство постепенно
становится деятельным: они раздвигают траву, палочками копают землю, следят,
куда ползут муравьи, куда летят птицы. Затем начинают интересоваться явлениями
природы. Появляется интерес к труду
взрослых. Дети радостно участвуют в первых заданиях по ручному труду, по
проведению дежурства в группе. Постепенно появляется интерес к словесной речи.
Другим условием является правильная организация всего учебно – воспитательного
процесса: красочность пособий, игрушек, занимательность первых занятийвключают
необходимую функцию привлечения внимания. У детей пробуждается положительное отношение
к знаниям, к обучению, к овладению деятельностью.
Привлечение
внимания и развитие интереса детей начинается с желания узнать, что там (под
салфеткой, в коробке, за ширмой и т. д.), какой (предмет), чему весьма
способствует специальная мимика и поза, отражающая заинтересованность самого
воспитателя.
Занятия,
наблюдения, работы, вызывающие познавательный интерес, мы строим так, чтобы
ребёнок проявил собственную активность,
догадливость и постарался узнать, найти ответ на возникающие у него
вопросы.
Например:
на занятии по изобразительной деятельности мы обследуем предмет так, чтобы у
детей составилось после активного наблюдения, ощупывания, обведения собственное
отчетливое представление о натуре. Это для детей шаг к исследовательской
поисковой деятельности. В воспитании познавательных интересов ребёнкабольшое
место занимает игра, поэтому весь учебно – воспитательный процесс мы
осуществляем на основе игровых технологий.
При этом мы
учитываем возрастные особенности каждого ребёнка; они помогают укреплять нам те
умственные качества, которые в данном возрасте являются ещё слабыми и
несовершенными. Опираясь на имеющееся возрастное развитие ребёнка, мы поднимаем
его качественный рост на новый, более высокий уровень.
Возрастные
особенности у каждого ребёнка преломляются по-разному, в зависимости от его
индивидуальности. Один ребёнок может быть более эмоционален, другой менее.
Память, мышление и внимание имеют также самые различные качества у различных
детей, но наряду с возрастными нам приходится встречаться с различными
индивидуальными особенностями детей в умственном развитии, которые зависят от
многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности, состояния здоровья,
условий окружающей среды и, прежде всего, от воспитания. И всё это,
естественно, отражается на их будущей успеваемости, на развитии памяти,
мышления, воли, внимания.
Таким
образом, компетентность педагога – это синтез профессионализма, (т.е.
специальная, методическая, психолого – педагогическая подготовка), творчества
(творчество отношений, самого процесса обучения,оптимальное использование
средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
И на
сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить»
компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности
должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.И закончить своё выступление
я хочу словами Сократа:
«В
каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
|