А это: подбор
модели слухового аппарата и его точная компьютерная настройка, индивидуально
изготовленный слепок, а затем и вкладыш в соответствии с аудиопрограммой
ребёнка. Под крылом сурдолога - все дети ПМР.
Врач-сурдолог предоставляет родителям максимум информации о методах
лечения нарушений слуха, о современных возможностях компенсации слуховых потерь
с помощью слуховых аппаратов и
кохлеарной имплантации, а также осуществляет постоянное наблюдение.
Мир вокруг нас наполнен звуками. А кто откроет неслышащему
ребёнку разнообразный мир звуков?
А это сурдопедагог-реабилитатор делает первые шаги в сохранении и
развитии речи ребёнка, потерявшего слух.
Специалист ведёт ребенка с нарушением слуха с самого
раннего возраста, поэтому приобретает статус близкого человека не только
малышу, но и его родителям.
Сурдопедагог-реабилитатор организует индивидуальную коррекцию –
педагогическое обучение не только с детьми, пользующимися слуховыми аппаратами,
но и дошкольниками, которым проведена операция по кохлеарной имплантации. После такого
хирургического вмешательства детей обязательно нужно обучить слушать и говорить
фактически с нуля, в противном случае, эффекта не будет.
После установления
диагноза сразу начинается индивидуальная слухоречевая реабилитация. С маленькими детьми, которые
ещё не говорят и не слышат, проводятся специальные упражнения в игровой форме и
с использованием вибратора. Причём специально определяется место на теле ребёнка,
которое лучше всего реагирует на передачу сигнала через вибратор. Это, прежде
всего, ладони и пальцы рук, ступни ног, колени и др.
Создание особых условий, любовь и нежность реабилитатора,
проявляемые по отношению к неслышащему ребёнку, позволяют эффективно развивать
слушание и речь. А также развивать другие способности у детей. Например,
способности к танцам.
К сожалению, с
каждым годом наметилась неуклонная тенденция к росту первичной обращаемости
детей с расстройствами речи за логопедической помощью в Центр.
Индивидуальная
логопедическая программа включает качественную диагностику, выработку
коррекционно-развивающего обучения и работу с родителями.
Логопед говорит
своему воспитаннику: «Да, у тебя есть проблема, но ты можешь преодолеть все
трудности и добиться в жизни всего, о чём мечтаешь.
А я тебе в этом помогу!»
Перед логопедом
стоит задача: как сделать родной язык интересным, занимательным, любимым для
ребёнка, включая в речь те определения, которые делают саму речь красивее.
Интересная проводится логопедическая и фонологическая работа, направленная на
тренировку артикуляционного аппарата и коррекцию этих нарушений. В
логопедической работе отводится большое внимание различным видам массажа.
В центр обращаются
родители детей с особо трудными случаями нарушений развития со всей республики.
Логопед проводит дифференциальную диагностику, выдает логопедическое
заключение, по мере необходимости направляет на консультации к невропатологу,
психоневрологу, отоларингологу, ортодонту и др. специалистам. Проводит
индивидуальные беседы и консультации с родителями и педагогами по разъяснению
логопедического диагноза, обеспечению речевого режима в саду, школе и дома.
Основное назначение
устной речи – коммуникация. Все родители неслышащих детей мечтают о том, чтобы
их ребёнок мог общаться с ними и окружающими людьми. Они с нетерпением ждут,
когда он скажет первое слово, и искренне радуются каждому новому слову и предложению.
Поэтому в Центре
проводятся интересная работа – аудиовизуальный курс. Само название указывает на
наличие слухового и зрительного восприятия. Основной языковой формой речевой
ситуации является речь.
Слуховой и звуковой
образ связывается со значением картинкой, на которой изображается не только
предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.
В конечном итоге
целью всей работы по развитию речи неслышащих младших школьников должно стать
стремление привести глухого ребенка к такому владению словесной речью, чтобы
она была разборчивой для окружающих и, чтобы ребенок мог понимать обращённую к
нему речь не только своих учителей, но и говорящих людей вообще.
Большое значение для формирования слитной и интонированной речи
имеет музыкальная стимуляция. Не случайно маленькому неслышащему ребёнку мама
часто поёт. Это ритм через движение, движение свободное через музыку. Цель её –
развитие речи. Эта ритмическая работа открывает новые пути для полноценного
развития речи неслышащих детей. Это обоснованно и тем, что мозговыми
структурами лучше воспринимается пение и ритм.
В конечном итоге,
она способствует формированию нормальной речи, развитию голоса и улучшает
слушание у детей с нарушениями слуха.
Удивительное, нестандартное искусство – жестовое пение. Известно, что у
глухих и слабослышащих детей страдает эмоциональная сфера. Часто они мало
эмоциональны, плохо понимают чувства и настроения окружающих. Занятия танцами и
жестовым пением помогают снять эти проблемы.
Работая над танцевальной композицией, над композицией жестовой песни,
дети учатся понимать и передавать настроение произведения. Им становятся понятны нюансы эмоционального
состояния человека.
|