Подмогой в таких случаях с давних времён служит язык жестов, но он по самой своей природе далеко не способен передать богатейшие эмоционально-смысловые оттенки звучащей речи, как и сложные абстрактные понятия. Да и потом, какая ничтожная доля процента из нормально слышащих граждан понимает этот язык? В отличие, скажем, от Швеции, в наши общеобразовательные программы он никогда не входил. Поэтому ещё не так давно инвалиды по слуху были обречены на замкнутость, ущербность, одиночество – словно жизнь в отдельной «стране глухих». Но современная наука установила, что даже у самых неслышащих людей, с тяжёлыми поражениями слуховых нервов, имеются «остатки слуха». И если в раннем возрасте диагностировать и начать развивать «индивидуальное слуховое поле» такого ребёнка, он постепенно сможет в той или иной степени научиться слышать и говорить. И чем раньше начать коррекцию, тем больше шансов на успех. Но путь этот труден и долог, требует титанических усилий и огромного терпения со стороны специалистов: сурдопедагогов, сурдологов, логопедов, воспитателей, психологов, невропатологов.
Именно этим уже семь лет занимаются в РЦРСиР: учат детей с проблемами слуха и речи слушать и говорить на основе верботонального (ВТМ) метода, разработанного в клинике «СУВАГ» (Загреб, Хорватия). Пожалуй, самая сложная часть этой комплексной работы ложится на сурдопедагогов – именно они проводят ежедневные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия, прежде всего у дошкольников, которых здесь сейчас 47. Всего же в учреждении проходят реабилитацию и обучаются 270 детей, в возрасте от трёх до шестнадцати лет. 29 из них – сироты и оставшиеся без попечения родителей; они, как и 120 иногородних воспитанников интерната, проживают в нём постоянно. Со всем этим сложным, очень ранимым контингентом работают 117 педагогов, а также несколько врачей и медсестёр.
Сурдопедагог Татьяна Забелина рассказала, что в центре работают как с неслышащими (потеря слуха от 70 дБ и выше), так и со слабослышащими детьми (потеря слуха от 70 до 45 дБ). «Взволнованные, часто подавленные родители приводят сюда глухих малышей, ещё не осознающих своей беды, но они даже не знают, как их зовут, не знают слов «папа», «мама», - говорит она. Сначала детям проводят высокоточную и объективную диагностику слуха, затем, в зависимости от тяжести его поражения, настраивается индивидуальный слуховой аппарат, изготавливается «ушной вкладыш» – всё это теперь можно сделать на базе центра, включая также настройку и мелкий технический ремонт аппаратов. Жизнь слабослышащих детей стала удобней, необходимость так часто выезжать за рубеж отпала.
Но и самый совершенный слуховой аппарат – всего лишь вспомогательный инструмент, а обучение слуху – задача работников центра, настоящих подвижников своего дела. «Глухота у этих детей компенсируется развитием других сенсорных восприятий – зрительных, а также тактильных. Вот их-то мы более всего используем в процессе реабилитации, особенно вначале. Первый этап – научить ребёнка различать звуки, делается это с помощью аппаратов серии «Верботон» двух видов, для индивидуальной и групповой работы с детьми. Они работают по тактильно-вибрационному принципу. Эти аппараты прикладываются к телу ребёнка. Улавливать и различать вибрации звуков, производимых разными предметами, помогают сурдопедагоги. Неречевые звуки – бытовые, уличные шумы, звуки дождя, грома, ветра и многое другое – всё это дети тоже должны научиться слышать. Это всегда чрезвычайно трудный процесс, и для маленьких детей он проводится только в игровой форме, иначе их не заинтересуешь. Лишь через несколько месяцев обучения звукам обычно наступает пора переходить к обучению словам, сперва самым простым. Этот этап ещё сложнее. Пройдут годы, пока дети научатся складывать слова в предложения, а затем в небольшие тексты и произносить их в темпе, более-менее привычном для остальных людей. Мы в центре используем все известные эффективные методы: речь в движении (фонетическая ритмика), оптическая азбука, дактильная речь («пальцевая» азбука), музыкальные занятия тоже очень важны. И вообще для таких детей важен особый «речевой режим», речевая среда, то есть с ними нужно как можно больше разговаривать, они должны постоянно слышать звуки, речь. Так что работники центра обязательно и много говорят, и много двигаются», - рассказывает Татьяна Забелина.
Дошкольный период реабилитации длится 4-5 лет, потом дети поступают в специальную коррекционную школу – она тут же, рядом. Конечно, методы обучения здесь тоже имеют свою специфику, учителя-предметники вынуждены выступать и в роли коррекционщиков. Но проблема в том, что в Приднестровье такой специальности не обучают. Все имеющиеся у нас сегодня педагоги-коррекционщики старшего поколения обучались в Москве и Петербурге, а что же делать молодёжи? Директор ГОУ «СКОШИ для неслышащих детей» Валентина Васильева рассказала, какой был найден выход. «Мы организовали для новичков школу молодого педагога, чтобы передача знаний и навыков происходила уже внутри учреждения. Вообще у нас сложился замечательный, сплочённый коллектив единомышленников, способных за скромные зарплаты добросовестно, терпеливо, даже самоотверженно работать с неслышащими детьми, чтобы вернуть им слух, насколько это вообще возможно. Наша цель – подготовить их к жизни в обществе», - утверждает Валентина Васильева. За 65 лет существования учреждение приобрело огромный опыт, 75% педагогического состава награждены государственными и отраслевыми наградами, сама СКОШИ имеет орден Трудовой славы - так что в большинстве случаев поставленная задача выполняется. Многие дети, пройдя реабилитацию, со временем переходят в обычные школы, многие выпускники продолжают обучение в техникумах и колледжах, местных и зарубежных, а некоторые поступают в вузы. Один из бывших выпускников СКОШИ, Рома Гончар, окончил университет в Санкт-Петербурге, работает там электронщиком. Другой мальчик, Александр Корниенко, окончил Московский художественно-математический колледж, и теперь он – художник-сценограф одного из театров Москвы. Среди молодых приднестровских художников можно вспомнить Диану Дорошенко, тоже неслышащую от рождения. И ещё немало удачных примеров, когда этот недуг не помешал полноценному развитию личности, конечно, с помощью специалистов и родителей.
Одна из перспективных новаций, дающая надежду людям с самыми тяжёлыми поражениями слуха, – метод кохлеарной имплантации – высокотехнологичный протез, своего рода чип, вживляемый хирургическим путём. Это сложная и дорогостоящая операция, проводимая лишь в крупных городах мира, в том числе в Москве. Сегодня кохлеарная имплантация позволила вернуть слух 11-ти детям из Приднестровья. Хочется надеяться, что с каждым годом таких счастливцев будет становиться больше.
Источник: http://www.tirasadmin.org/new/2015-09-29/10048 |