ГОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
I, II и V видов» г. Тирасполь.
Год создания – 1950.
I. Тип образовательного учреждения – общеобразовательное учреждение
Вид образовательного учреждения – I-II, V вида.
Название - ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для неслышащих детей».
Юридический адрес: 3300, Молдова ПМР, г. Тирасполь, ул. Зелинского, 5
Учредитель: Министерство просвещения ПМР
Министерство по социальной защите и труду ПМР.
Кол-во воспитанников до 300 детей.
Учебные корпуса – 2
Спальные корпуса – 1
Учебные кабинеты – 35
Мастерские – 4 (в них учебных мест 40)
Столовая – 300 посадочных мест
Актовый зал – 100 посадочных мест
Спортзал – 1 (120кв.м)
Спортивные площадки:
- футбольная – 1/(120кв.м)
- волейбольная – 1/(80кв.м)
Библиотека – 120кв.м; общий книжный фонд более 27000 т.экз.
- учебники – 12068 т. экз.
- худ.литература – 12300 т. экз.
- методическая литература – 1800 т. экз.
- научно-популярная литература- 1000 экз.
- справочная литература – 125 экз.
II. Педагогический состав – 128 педагогов; в том числе: с высшей
квалификационной категорией – 15; с 1 кв.кат. - 25ч, П кв.кат. – 38ч.,
Кавалера Ордена Трудовой Славы – 2; Заслуженный Работник НО ПМР – 3,
Медаль за Трудовую Доблесть – 11, Грамота Президента ПМР – 12,
Отличник НО ПМР – 29, Грамота МП ПМР – 47.
III. В школе обучается до 300 уч-ся в 30 классах и до 50 воспитанников в 5 группах дошкольного отделения.
С 1998г. открыто речевое отделение для учащихся с ТНР (тяжелое нарушение речи).
Школа I ступени – 112 уч-ся.
Школа II ступени – 101 уч-ся (за 11 лет – основное образование).
В структуре школы функционируют:
- дошкольное отделение (три группы для неслышащих детей, две группы для
детей с нарушениями речи);
- речевое отделение;
- центр реабилитации слуха и речи
(психолого-педагогическая коррекция, тональная аудиометрия, речевая аудиометрия, медицинское наблюдение и лечение, социально-педагогическая диагностика).
Школа работает в режиме 6-ти дневной недели.
IV. Задачи и приоритетные направления школы-интерната:
1. Совершенствование системы управления школой – усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми управляющими звеньями создания банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе, оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации.
2. Продолжать формирование творчески работающего коллектива (обеспечение оптимальной нагрузки учителей, совершенствование работы МО, органи-зация освоения своевременных образовательных технологий и диагностика качества обучения, проведение семинаров по обмену опытом, стимулирование творческих поисков учителей).
3. Продолжить работу над методической темой «Педагогика сотрудничества – основополагающий фактор личностно-ориентированного подхода в образовании».
4. Реализация задач, способствующих достижению уровня образованности согласно ступеням обучения и успешной адаптации детей с нарушениями слуха и речи в социуме окружающих людей.
5. Реорганизация и поиск новых технологических подходов, способствующих развитию речи, слуха и овладения ЗУН (знания, умение, навыки) в пределах образовательной программы.
6. Создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива; формирования органов самоуправления; совершенствования работы воспитателей; формирования и закрепления традиций школы, усиления воспитательного потенциала уроков.
7. Включение семьи в педагогический и коррекционный процесс обучения и воспитания учащихся.
8. Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни.
9. Комплексное (медико-психолого-педагогическое) обследование ребенка в педагогическом процессе.
10. Организация индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка, группа «Особый ребенок».
11. Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса для развития и реализации творческих способностей учащихся с целью совершенствования программ по предметам (организация дополнительного образования через кружки: кружок народного танца, оригами, цирковая студия, театральная студия, экологическая студия, духовой оркестр, вокал, бейсбол, информатика….
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
представлена:
1. Научно-методическим советом.
2. Научно-практической конференцией.
3. Компенсаторно-адаптационной службой.
Специальные коррекционные дисциплины:
- РСВ (развитие слухового восприятия);
- Формирование и коррекция речи;
- Фонетическая и логопедическая ритмики;
- Музыкально-ритмические занятия;
- Дисциплины школьного компонента (ППО, РРОР, чтение с губ, дактильная речь, сенсомоторное развитие).
Методическими объединениями:
- сурдопедагогов дошкольного отделения;
- начальных классов;
- русского языка и литературы;
- учителей математики, физики, информатики;
- естественных дисциплин;
- учителей художественно-эстетического цикла;
- творческими лабораториями (по проблемам личностно-ориентированного обу-чения);
- психолого-педагогическим консилиумом, школой молодого учителя.
- постоянно действующими группами, педагогическим советом.
ШКОЛА БОГАТА СВОИМИ ТРАДИЦИЯМИ:
- Международный день глухих
- День рождения школы
- День защиты детей
- День именинника
- Клуб выходного дня
- Декада молдавской культуры «Мэрцишор»
- Юморина
- Всемирный день инвалида
- Праздник школьного звонка
- Выпускной бал
В 2004 году был подписан договор между ПГУ им. Т.Г.Шевченко и школой-интернатом о совместном сотрудничестве. Специалистами из Швеции дети обеспечены слуховыми аппаратами «ОТИКОН», «ВИДЭКС», слухопротезированием, приборами для индивидуальной работы «SHORUS», приборами, преобразующими звуковые сигналы в оптические ВИР, И2-М; оснащены кабинеты и классы электроакустическим оборудованием.
22 марта 2005 года на базе школы-интерната была проведена 1-ая науч-но-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности проблемного ребенка». По итогам конференции отпечатан сборник статей.
Центр реабилитации слуха и речи
В 2008 году в школе- интернате был открыт Центр реабилитации слуха и речи.
Основными задачами центра являются:
Социальная реабилитация и адаптация детей с нарушением слуха и речевого развития;
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи детям с нарушением слуха и речи, а также семьям, в которых они воспитываются по вопросам реабилитационной и профилактической работы. В соответствии с основными задачами Центр осуществляет:
- Диагностику уровня нарушений слуха и речевого развития детей и подростков;
- Проведение реабилитационной и лечебно-оздоровительной работы по коррек-ции и компенсации имеющихся нарушений у детей с поражением слуха и речи, а также вторичными сенсоневральными и соматическими расстройствами;
- Профилактику нарушений и расстройств речи у детей, внезапно потерявших слух;
- Оказание логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи;
- Психокоррекционную и психопрофилактическую работу с детьми с нарушением слуха и речи;
- Консультирование родителей (законных представителей), педагогов и специалистов организаций образования других типов по вопросам оказания коррек-ционно-развивающей помощи детям с нарушением слуха и речи;
- Изготовление вкладышей;
- Ремонт слуховых аппаратов.
Целенаправленная работа педагогов дает свои результаты. Каждый год среди выпускников есть учащиеся, заканчивающие курс основной школы с отличием. Все они подтверждают высокое качество знаний при поступлении в средние специальные учебные заведения (С.- Петербурга, Москвы, Херсона, Кишинева). Учителя школы-интерната ставят перед собой цель подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями, успешно адаптироваться в обществе.
В этом, наверное, и есть смысл нашей работы, пусть нелегкой, но все-таки благородной и очень нужной детям с недостатками слуха и речи.
Васильева Валентина Николаевна, имеет сорок два года стажа педагогической деятельности, последние 20 лет руководит специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом для неслышащих детей.
Валентина Николаевна является высококвалифицированным, грамотным руководителем, ощущает потребность в новых управленческих методах, направлениях на выявление актуальных проблем образовательного процесса и коллективный поиск эффектных мер их разрешения; умеет четко ставить цели, планировать, организовывать, корректировать и прогнозировать педагогическую деятельность коллектива. Экспериментальные педсоветы, совещания затрагивают задачи по совершенствованию управления, созданию творческой атмосферы, благожелательного педагогического микроклимата в коллективе; развитие способностей по самостоятельному решению проблем.
Под ее руководством произошли существенные изменения в управлении: целеполагание и планирование, появились проектные целевые программы развития школы, в частности, переход на личностно-ориентированное образование.
Методическая работа получила новый импульс планирования развития кадрового ресурса с учетом освоения новых образовательных технологий; изменилась переработка локальных актов по стимулированию деятельности педагогов, организации структуры управления; глубокий самоанализ управленческой деятельности; в процессе самодиагностики; появились новые виды деятельности в управлении, вопросы проектирования модернизации специального образования, вопросы менеджмента, что требует значительных усилий их разрешения. Валентина Николаевна выступает гарантом успешности управления и всесторонней деятельности учреждения в целом, является одним из индикаторов его развития профессионального самосознания. Под ее руководством разработаны целевые комплексные программы: «Здоровье», «Досуг», «Я и природа», «Я и Отечество», программы дополнительного образования. Особой заботой Валентины Николаевны являются дети-сироты, и де6ти оставшиеся без попечения родителей. Их в школе 53 уч-ся. Для них в школе созданы хорошие условия не только для обучения, воспитания и быта, но и условия для развития творческой личности учащихся, которое идет через систему дополнительного образования. Под руководством Валентины Николаевны и при ее активном участии в педагогическом коллективе сложился мониторинг профессионального роста педагогов: авторские дни, научно-практические конференции, конкурсы Учитель года», «Самый классный- классный…». По ее инициативе в 2005 году была проведена первая Республиканская научно-методическая конференция по по итогам которой, напечатан сборник статей «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности проблемного ребенка». Эта конференция объявила 22 марта – Днем коррекционных учреждений. Результативность работы школы-интерната за годы руководства Васильевой В.Н. высока: учебно-воспитательный процесс обеспечивается строго при соблюдении санитарно-гигиенических норм, режима работы школы-интерната в соответствии с учебным планом, расписанием, программами, учебниками. Государственная аттестация школы-интерната в 2008 году оценила деятельность ГОУ «С (К) ОШ-И для неслышащих детей» как образовательное учреждение высшей категории.
Благодаря своей инициативе Валентина Николаевна реализует свои творческие идеи по развитию учреждения, по пополнению материально-технической базы школы, развивает социальное партнерство, совместную деятельность в общении педагогов практиков Украины, России, Швеции.
Большое внимание Валентина Николаевна уделяет Международным связям. Более 15 лет коллектив сотрудничает с группой шведских специалистов « Помощь глухим и слабослышащим Стокгольма», Центрами реабилитации слуха и речи г. Киева, Зеленограда, Москва, Кишинева. Благодаря этому сотрудничеству ее учащиеся протезируются, обеспечиваются слуховыми аппаратами и самой современной звукоусиливающей аппаратурой. В 2008 году школа-интернат приобрела новый статус.
По ее инициативе и непосредственном участии открыт Центр реабилитации слуха и речи, в котором побывали специалисты из России, Швеции, Германии, Кишинева.
Васильева Валентина Николаевна формирует структуру информационно-аналитической деятельности, как основного инструмента управления. Внедряет информационные технологии, мультимедийные средства, психотехнологии, мониторинговое управление, т.е. информацию добывает научно обоснованными методами и обрабатывает ее, используя современные технологии.
Валентина Николаевна участвует в методической работе не только школы, но и Республики и стран СНГ. Проводит мастер-классы, выступает на конференциях, методических советах, 5 лет является членом Республиканской аттестационной комиссии учителей и школ.
Создала все условия для жизни и деятельности детей, особенно детей-сирот.
Валентина Николаевна имеет много печатных работ, не только в журналах нашей республики, но и странах СНГ.
В педколлективе под руководством Валентины Николаевны сложился мониторинг профессионального роста педагогов: авторские дни, методические недели, фестивали методических идей, научно-практические конференции – все это, а также многолетний поиск оптимального варианта организации наиболее эффективной коррекционной работы привел к созданию своей модели выпускника школы-интерната для глухих учащихся, своей модели повышения квалификации учителей. Под руководством Васильевой В.Н. разработаны и непосредственно выполняются комплексно-целевые программы по работе с аномальными детьми. Думая о благополучии детей, Валентина Николаевна стремиться к созданию комфортных условий, что дает неоценимую пользу детям-инвалидам, детям-сиротам.
Валентина Николаевна – опытный педагог-наставник, профессионал, мастер своего дела. Все сердце, любовь отдает детям-инвалидам, являясь их мамой, защищая, оберегая, направляя по окончании школы-интерната во взрослую жизнь.
Васильева Валентина Николаевна проводит большую общественную работу в городе, республике и за ее пределами….
Васильева Валентина Николаевна современный руководитель располагает к себе людей, владеет технологией упреждения и преодоления конфликтов; правильно ставит цели, находит пути их решения; как профессионал владеет человековедческими технологиями и обладает выразительным привлекательным имиджем. Она светится людям доброжелательностью, вызывает доверие, заряжает педагогов и учащихся оптимизмом, является примером соблюдения здорового образа жизни. Валентина Николаевна - кладезь самых разнообразных знаний и инноваций.